
Промышленное предприятие не может оставаться конкурентоспособным без цифровизации. Однако в имеющиеся решения вложены значительные средства, а российские разработчики пока не готовы предложить полноценную альтернативу. Что делать в такой ситуации, как сохранить инвестиции, соблюсти требования законодательства и продолжить цифровизацию, обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровизация промышленности 2025».
Решения для промышленной автоматизации
Промышленная автоматизация — это управление технологическим, инженерным процессами и оборудованием на производственном предприятии. «Чтобы оставаться конкурентоспособным, современное предприятие должно постоянно меняться, а этого можно добиться только с помощью информационных технологий», — говорит Алексей Таранченко, директор направления «Цифровизация промышленности» Ростелекома.
Однако для многих автоматизация — пока еще абстрактное понятие. Алексей Таранченко привел примеры конкретных решений, которые можно внедрить в кратчайшие сроки и быстро получить экономический эффект. Например, это интегрированное видеонаблюдение, геопозиционирование и визуализация данных на карте, промышленная аналитика, система, обеспечивающая информационную безопасность, предиктивная диагностика. Он также предложил использовать облачную SCADA — это поможет значительно сэкономить на капитальных затратах, получить прогнозируемый OPEX и оптимизировать расходы на эксплуатацию.
География компетенций
Владимир Усков, начальник отдела системного управления предприятия «Финвал Инжиниринг», рассказал, что его компания стала партнером «Алинги» — разработчика Автоматизированной информационной системы менеджмента качества (АИСМК). «В России до сих пор не было решения, автоматизирующего процесс управления качеством. Теперь оно есть, причем готовое — его можно установить и сразу начать работать», — говорит он.
АИСМК обеспечивает управление качеством процессов разработки, обеспечивающих и материальных процессов. Его можно интегрировать через сервисную шину с системами MES, LDAP, SSO, ALD, ERP, НСИ, PLM, CAD, ЭДО, системами измерения, цифровыми средствами контроля. АИСМК совместима с ОС Astra Linux, Base Alt Linux, Windows, она прошла аттестацию на соответствие 1 классу критической информационной инфраструктуры.
Процессы управления качеством
По словам Владимира Ускова, внедрение системы дает возможность на 62% сократить время на ежедневную обработку рекламаций, на 65% — время сотрудников на обработку мероприятий за счет единого для всех модулей системы интерфейса работы с мероприятиями, на 89% — время операторов и контролёров на регистрацию результатов измерений и построение контрольных карт.
«Уход иностранных вендоров показал, что в России нет современной комплексной ERP — все существующие или базируются на устаревших технологиях, или представляют собой нишевые решения», – говорит Марина Тэн, руководитель разработки направления «Управление ресурсами предприятия» компании «Диасофт». Ее компания разработала собственную платформу управления предприятием. В ее состав входят модули управления клиентами и поставщиками, талантами и проектами, продуктовая фабрика, бухгалтерский учет (Главная книга), электронный документооборот, производственное планирование, управление отчетностью. Платформу можно интегрировать с имеющимися устаревшими системами с помощью интеграционной шины.
Архитектура комплексного решения
«Диасофт» предлагает комплексное решение. В его состав входит Единый центр принятия решений Digital Q.DecisionCenter, с помощью которого можно собирать аналитику, строить дашборды, и Цифровая платформа Digital Q.UP для централизованного управления всеми процессами организации, с помощью которой можно решать задачи их моделирования, автоматизации, оценки и оптимизации.
«Иногда проще построить завод, чем сделать проект по автоматизации расчета себестоимости и бюджетирования», — говорит Александр Дегтярёв, генеральный директор «Миксдата». Готовясь к такому проекту, очень важно правильно выбрать платформу — в противном случае можно столкнуться с ситуацией, когда настройка форм будет занимать до 9 мес, а настройка формул и отладка ядра — от года до трех лет. Проблемой может стать даже расчет заработной платы.
Преимущества mixData
Александр Дегтярёв предложил использовать платформу mixData. В ее основе лежит библиотека Pandas. Любые расчеты может запрограммировать даже начинающий аналитик с помощью искусственного интеллекта. Также в mixData очень просто настраивать формы — это можно сделать за 1-3 дня, адаптировав под корпоративный стиль. На каждую форму создается OLAP таблица. На платформе есть встроенный BI-модуль для быстрой настройки аналитиком гибких отчетов.
«Российские продукты должны быть лучше тех, которые они призваны импортозаместить», — уверен Виктор Мясников, директор по заказной и продуктовой разработке ПО ICL Soft. В качестве примера он привел ПАК «ICL Автозаказы» — систему автоматизации процесса контроля движения автомобилей по линии драйва с помощью камер и ИИ или магнитных петель. Это российское решение для ресторанов быстрого обслуживания по всем основным параметрам превосходит ZOOM HME.
Сравнение «ICL Автозаказы» с Zoom HME
Промышленным предприятиям компания предлагает ПАК «ICL Голосовой помощник» — решение, с помощью которого можно автоматизировать процессы фиксации производственных показателей, технологического осмотра, ОТК, ОТиПБ с применением ИИ. В его состав входит сервер администрирования и конфигурации ПАК, интеграции и запуска больших языковых моделей, ударопрочный смартфон корпоративного назначения и промышленная Bluetooth гарнитура, а также мобильное приложение, работающее в оффлайн режиме.
Для разработки отечественного ПО созданы 36 индустриальных центров компетенций (ИЦК) и 12 центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного ПО (ЦКР). Кирилл Киреев, начальник управления ИЦК «Химия» МХК «ЕвроХим», рассказал о работе ИЦК «Химия и фармацевтика». По итогам анализа более 120 бизнес-процессов приоритетом импортозамещения определены системы Технологическое моделирование (ТМ), Средства оптимизации производства (RTO), Производственное планирование (APS), Управление технологическими процессами
Средства оптимизации производства (RTO), Производственное планирование (APS), Противоаварийная защита (ПАЗ, SIS/ESD), Средства усовершенствованного управления технологическими процессами (APC).
ИЦК «Химия и фармацевтика» не ограничивается базовыми функциями и задачами ИЦК, а представляет собой сообщество лидеров отрасли химической и фармацевтической промышленности по «цифре», говорит Кирилл Киреев. В рамках комитета создана рабочая группа «Открытая АСУ ТП».
Безопасное производство
Александр Быков, руководитель направления сервисов защиты облачного провайдера Nubes, затронул в своем выступлении актуальную тему обеспечения информационной безопасности на промышленных предприятиях. ИБ жестко регулируется государством, в особенности, если предприятие относится к критической инфраструктуре.
Доля российских решений на этом рынке растет с каждым годом. Однако, если говорить о NGFW и межсетевых экранах, то здесь с 2022 г. доля зарубежных решений выросла с 72% до 76%, приводит данные Александр Быков. Причина в том, что подобные продукты стоят дорого, но заказчики не уверены, что российские решения могут полностью заменить иностранные.
Что дает облачная SaaS-модель
Александр Быков предложил воспользоваться NGFW по SaaS-модели, протестировать его и только после того, как станет понятно, что оно полностью сjответствует потребностям компании, приобрести on-premise модель.
«Как правило, система сначала проектируется, а уже потом встает вопрос о ее безопасности. Хотя должно быть ровно наоборот — прежде чем создать систему, надо подумать о ее безопасности», — говорит Александр Хачапуридзе, ведущий специалист ИБ Askona. Он напомнил, что классическая модель, когда информационной безопасностью занималась исключительно ИБ-служба, уже не работает. Ее необходимо менять: повышать уровень киберграмотности сотрудников, внедрять в ИБ автоматизированные системы и сервисы или переходить на сервисную модель, а также строить ИБ по модели Zero Trust.
Цифровые потребности производственных компаний
У Центра горизонтального бурения множество подразделений в разных регионах. Раньше компания собирала ежедневную отчетность в Excel. Потом поступившие данные сводились в единый файл. Это был очень трудоемкий процесс — трудозатраты на него составляли около 10 млн в год, рассказал модератор конференции Джимшер Челидзе, руководитель проекта по цифровизации Центра горизонтального бурения. Потом появилась идея сделать онлайн-форму, которую могли бы заполнять все предприятия, однако выяснилось, но не везде есть стабильная связь, а значит, данные могут не появиться в форме в нужное время.
В 2024 г. в Центре горизонтального бурения появилась единая система управления производством. Она охватывает все основные процессы: сбор отчетности, обеспечение и комплектация, управление персоналом, база знаний и нормативно-правовых документов и т.д. Система интегрирована с 1С (ЗУП и УПП) и Active Directory. Ведется необходимая проектная и нормативная документация на основе ГОСТ 34. По словам Джимшера Челидзе, эффект только от автоматизации сбора отчетности, табелирования и расчета бонусов превысил 13 млн руб. за год. Он поделился планами дальнейшего развития системы.
Дорожная карта и приоритеты развития
«Любой внутренний ИТ-продукт сталкивается с бизнес-процессами производственной компании, дефицитным бюджетированием и отсутствием насмотренности бизнеса», — поделился опытом Джимшер Челидзе. Все это способно нивелировать главное преимущество собственной разработки — скорость, проект реализуется с задержкой на 2-3 года. Кроме того, такие продукты становятся завязанными на паре работников, уход которых из компании приводит к тому, что ИТ-решение превращается в «черный ящик» и умирает.
Николай Галкин, директор департамента информационных технологий «Кофемании», поделился опытом внедрения ИИ в компании. «Важно понимать, что технологии на базе ИИ – это не «серебряная пуля», которая решит все проблемы бизнеса», — говорит он. В «Кофемании» не ставили целью использовать ИИ во всех бизнес-процессах, а решили внедрять его только тогда, когда он приносит ощутимый экономический эффект.
Например, сейчас в компании идет замена ERP. Для ее корректной работы необходимо было заняться нормализацией справочников. Сделать это решили с помощью искусственного интеллекта. ИИ ищет дубли в справочниках, сопоставляет данные из разных таблиц и источников, занимается их валидацией и типизацией номенклатуры.
Также ИИ используется в качестве помощника для аналитиков в написании SQL-запросов, при формировании ответов на вопросы пользователей и построении дашбордов по запросу на естественном языке. Кроме того, ИИ хорошо показал себя при создании системы онлайн-обучения. Голосовой ИИ помогает освоить меню и стандарты ресторана, генерирует вопросы, адаптированных под специфику конкретной точки продаж, обрабатывает голосовые ответы на разных языках и автоматически проверяет знания сотрудников.
Артём Гребенюк, руководитель направления бизнес-анализа ОМК, уверен, что для реализации проектов цифровой трансформации в компании должна быть минимальная собственная команда — основную часть работ лучше всего поручить партнеру. Так, сегодня в подразделении корпоративных цифровых сервисов ОМК (КЦС) 21 человек. Все работы происходят при поддержке команды из 32 сотрудников RDN Group.
Все созданные решения можно переиспользовать — это дает 40% экономию средств. Цикл разработки составляет около 2,5 мес. В конечном итоге, в ОМК должна появиться платформа, объединяющая внешних и внутренних пользователей. Благодаря этому они будут пользоваться одними и теми же данными. В качестве примера Артём Гребенюк привел HR-сервис по управлению рабочим временем персонала. Он дает возможность быстро находить сотрудников, которые хотят дополнительно заработать в выходные дни. Благодаря сервису HR-служба только в 2025 г. получила более 15 тыс. заявок на подработку, а расходы на найм временных сотрудников сократились на 10%.
Топливная компания Росатома ТВЭЛ занимает производством ядерного топлива. В компании решили внедрить автоматизированную системы производственного планирования. «Мы провели исследование, с чем связаны долгие сроки согласования планов, и поняли, что это можно изменить», — говорит Дмитрий Ржевский, руководитель проектов по цифровизации производственного планирования ТВЭЛ. Провели выверку данных, создали и обучили модель, которая оптимизировала производственные планы. Планирование в ТВЭЛ осуществляется на 1,5 года вперед. На первом этапе решили сделать две модели: планировщик на 1 день и планировщик на неделю. Однако от первой модели пришлось отказаться. В результате был создан планировщик на 1 неделю и на 1,5 года.
Кроме того, возникла проблема с НСИ — имеющиеся данные были неполные, а заказчик не всегда был готов передать их подрядчику в полном объеме. Пришлось создавать все справочники заново. «Не только на этапе планирования, но и на этапе реализации проекта необходимо закладывать ресурсы на преодоление сложностей, которые до старта проекта могли быть не видны», — делится опытом Дмитрий Ржевский.