Роман Шмаков: Развитие энергетической отрасли зависит от уровня ее цифровизации
О том, как будет развиваться российская энергетика в условиях цифровизации, рассказал Роман Шмаков, вице-президент подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ.
CNews: Как вы видите будущее «зеленой» энергетики в мире и в России в частности?
Роман Шмаков: Существует два основных пути развития «зеленой» энергетики. К первому нересурсному направлению относится альтернативная энергетика – это комплекс мер и способов, позволяющих получать энергию, используя для этого возобновляемые источники. К таким источникам относятся солнце, вода, ветер, приливы, геотермальные и многие другие. Ко второму – построение энергоэффективной инфраструктуры для генерации, передачи и управления электроэнергией.
Ведущим мировым трендом на сегодняшний день является развитие альтернативной энергетики. Все мировое сообщество активно переходит с традиционной системы генерации электроэнергии на альтернативную. Этому способствует наличие государственных и корпоративных программ. И если говорить о доле альтернативной энергетики в общем энергобалансе, то она составляет 25-27% в целом по миру. И имеет положительную ежегодную динамику роста.
Говоря о России, к сожалению, мы видим более скромные показатели. Общая доля альтернативной энергетики по данным 2017 года составляет 1-2 %. Есть несколько серьезных факторов влияющих на темпы развития в России альтернативной энергетики. Во-первых, существующая в настоящий момент обширная структурная база для традиционной ресурсной генерации дает эффект высокой инерции. Невозможно в короткий срок поставить энергетическую систему страны на новые технологические рельсы. В нашей стране существует огромная сеть добывающих, перерабатывающих предприятий, транспортные сети, энергокомпании, заточенные под производство электроэнергии из исчерпаемых ресурсов. Здесь наблюдается большое естественное сопротивление.
Немаловажным фактором является достаточно высокая стоимость альтернативной электроэнергии по сравнению с электроэнергией, получаемой из традиционных ресурсных источников. Это приводит к отсутствию коммерческого потенциала в отрасли. Как следствие, без государственной поддержки, специальных дотаций и нормативно-правовой базы предприятиям, которые занимаются развитием альтернативной энергетики в России, практически невозможно существовать. При этом Россия понимает, что стратегически важно развивать это направление, чтобы идти в ногу со временем и мировыми трендами и конечно чтобы в будущем иметь возможность построения своей уникальной комплексной энергетической инфраструктуры. Переход на альтернативную энергетику в полной мере в России вряд ли осуществим. По географическим и климатическим причинам.
При этом Россия видит себя как производителя и поставщика сектора альтернативной энергетики. В этом направлении ведутся очень большие и серьезные работы. Есть ряд российских предприятий, которые успешно производят и поставляют компоненты, продукты и решения для «зеленой» энергетики в страны мира.
Говоря о втором аспекте развития «зеленой» энергетики, о повышении эффективности электрических сетей, стоит отметить несколько трендов. В нашей стране существует довольно масштабная электроэнергетическая сеть, и уделяется большое внимание повышению эффективности этой инфраструктуры. И речь идет не только о замене компонентов и модернизации аппаратной части сетей, но и о новых подходах к управлению. Тут стоит упомянуть такие технологии, как умные сети (Smart grid). Это модернизированные сети электроснабжения, которые используют информационные и коммуникационные сети и технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении, позволяющей автоматически повышать эффективность, надежность, экономическую выгоду, а также устойчивость производства и распределения электроэнергии. Разработка Smart grid делает сеть более интеллектуальной, цифровой и эффективной в целом.
CNews: Какова роль цифровизации в этом процессе?
Роман Шмаков: Роль цифровизации в вопросе повышения эффективности электрических сетей крайне важна. Невозможно построить эффективную «зеленую» сеть без внедрения современных ИТ. Например, технологий больших данных, которые помогают анализировать статистику отказов, выбирать наилучшую модель поведения и управления сетью. Или машинного обучения, когда программа является самообучающимся элементом и формирует свое поведение, исходя из предыдущих результатов. Тут мы говорим о тесном взаимодействии аппаратной, операционной части и ИТ. Роль цифровизации в этом процессе будет только расти. Я считаю, что развитие энергетической отрасли напрямую и в большей степени зависит от уровня ее цифровизации.
CNews: Какая экосистема понадобится для цифровизации?
Роман Шмаков: Тут речь пойдет о некой платформе, которая будет связывать воедино аппаратную и интеллектуальную части энергетической системы. Такая экосистема должна обеспечивать сквозную цифровизацию и формировать единое цифровое пространство, позволяя в режиме реального времени собирать данные с устройств, консолидировать их, обрабатывать и принимать решения в автоматическом или полуавтоматическом режиме, формировать отчеты и базу данных для последующей обработки и предоставления этих данных для систем машинного обучения.
У нашей компании есть такая платформа. EcoStruxure – это архитектура, которая содержит в себе несколько уровней, начиная от базового уровня датчиков и контроллеров, которые формируют сигнал, и заканчивая уровнем Business intelligence, который, по своей сути, определяет интеллект инфраструктуры и ее поведение. EcoStruxure позволяет делать классические электротехнические сети более интеллектуальными, эффективными и отказоустойчивыми.