Российский бизнес оценил BPM в условиях кризиса

Бурное развитие подхода BPM в ИТ-отрасли в последние годы начало сильнее влиять на российский рынок. Компании постепенно начали понимать ценность подобной концепции в контексте управления бизнесом в условиях нестабильной экономики. Что хотят получить заказчики от BPM и как оценить эффект от таких проектов, какие изменения произошли на BPM-рынке в России, можно будет узнать на круглом столе CNews «BPM в России: мода или потребность», который пройдет 7 октября 2010 года в Москве.

Рынок BPM-решений в России существует уже более четырех лет и на нем сформировались несколько ведущих игроков, которые могут запускать крупные комплексные BPM-проекты. Тем не менее, большинство ИТ-интеграторов только подходят к вопросам предложения BPM для заказчиков. Последние уже начали осознавать перспективность смены подхода от описания бизнес-процессов к управлению и контролю над ними – подход BPM в России среди предприятий банковской сферы, телекома, ритейла, энергетики и промышленности реализован в 35% компаний, но до массовых внедрений BPM-систем дело еще не дошло. Тем не менее, сама по себе идея с развитием BPM для бизнеса неоднозначна – дальнейшее продвижение подхода является слишком «пограничным» на уровне ИТ и бизнес-составляющих, где инвестициям в высокие технологии отводится второстепенная роль, поэтому возникает некоторое сомнение в целесообразности таких вложений.

Как рассказал CNews Владимир Андреев, генеральный директор DocsVision, внедрение BPM-систем в России пока находится в зачаточной стадии (проекты находятся в состоянии ранней адаптации и построения отдельных пилотных зон) и они интересуют пока только очень крупные компании, а многие компании задумываются об использовании данной технологии, ограничиваясь в реальности относительно небольшими проектами по WorkFlow-автоматизации отдельных бизнес процессов. Он отмечает, что в связи с этим западные вендоры проявляют достаточно низкую активность за исключением наиболее крупных, для которых присутствие в России уже обозначено и связано с продвижением других направлений более активно востребованных заказчиками.

По мнению Андреева, в целом данный сегмент ИТ-рынка в мире еще не прошел стадию консолидации: на нем представлено достаточно большое количество сравнительно небольших инновационных компаний, разрабатывающих собственные подходы и технологии, и им, как правило, не очень интересно работать на таких низкоемких и рисковых рынках, как Россия. В то же время, отмечает специалист, в России появляются местные компании, активно развивающие данный подход, имеющие реальный опыт и достаточно большое количество внедрений систем класса WorkFlow для решения различных (но частных, а не комплексных в масштабах корпорации) задач автоматизации бизнес процессов.

С этим мнением согласен Роман Ткачев, операционный директор, заместитель генерального директора «БиАй Телеком». Он говорит, что сегодня интеграторы готовы делать проекты только начального уровня с большими скидками (как со стороны вендора, так и со стороны интегратора), что фактически означает обучение команд интеграторов за деньги заказчика.

Густаво Игнасио Гомес, исполнительный директор BizAgi, отмечает, что на рынке BPM присутствуют как специализированные BPM-вендоры, так и крупные поставщики программного обеспечения и консалтинговых услуг широкого профиля, среди которых есть и BPM-решения. По его словам, большинство специализированных вендоров сфокусированы на рынке США и слабо представлены даже в Европе, не говоря о России. Тем не менее, как отмечает Игорь Коваль, исполнительный директор «АМТ Банк», в России достаточное предложение BPM-решений, включая системы, поддерживающие полный цикл реализации BPM и SOA, а также open source-продукты.

Опрошенные CNews эксперты отметили, что кризисные настроения в экономике не повлияли драматически на интерес заказчиков к BPM-продуктам. Владимир Андреев отмечает, что клиенты переключились с решений комплексной задачи построения BPM-системы корпорации (носящую фундаментальный характер) на более частные задачи оптимизации и автоматизации конкретных бизнес-процессов, приносящие более короткую отдачу. Роман Ткачев полагает, что из-за кризиса, с одной стороны, заказчики обратили внимание на эффективность своих процессов, и, соответственно, на системы BPM, которые призваны на постоянной основе повышать эффективность процессов компании, а, с другой стороны, во время кризиса потенциальные заказчики BPM-системы сократили свои ИТ-бюджеты, что сказалось и на BPM как на достаточно «молодой теме».

Кризис, по мнению Игоря Коваля, повлиял только в положительную сторону на продвижение BPM, но пока не все компании, особенно в России, представляют, что они действительно внедряют BPM, оптимизируя бизнес-процессы и повышая качество услуг. Александр Башков, менеджер бизнес-приложений «Тетра Пак», в некоторой степени согласен с положительным влиянием кризиса на развитие BPM, хотя отмечает, что, возможно, рынок созрел для таких решений. Он полагает, что самое сложное в таких проектах - сделать первый шаг и перейти от управления функциями к управлению процессами, и добиться осознания этого от исполнителей.

CNews Analytics и CNews Conferences приглашают принять участие в мероприятии руководителей и ИТ-директоров российских компаний из различных сфер бизнеса, а также представителей ИТ-компаний, системных интеграторов и консультантов в области BPM.

Подробная информация о круглом столе - здесь.

Для того чтобы подать заявку на участие в мероприятии заполните, пожалуйста, анкету:

После отправки анкеты менеджер подтвердит ваше участие в течение недели. По дополнительным вопросам обращайтесь по телефонам: +7–495–363–11–57 доб. 5035, 50–78, 50–77 e-mail: events@cnews.ru, Четвернин Алексей, Айвазов Армен и Серова Елена.